RSS

История

В 1995 году Правительство Москвы принимает ряд мер для авиационного обеспечения деятельности оперативных служб столицы. В соответствии с этим для экстренной доставки пострадавших при ДТП или чрезвычайных происшествиях в последующие три года были построены вертолетные площадки с командно – диспетчерскими пунктами (КДП) при московских больницах: ГКБ № 15, № 20, НИИ СП им Н.В. Склифосовского, ГКБ № 7 и одна на МКАДе без КДП.

1.jpg

В 1998 году функции организации эксплуатации площадок и обеспечения приема-выпуска вертолетов с пострадавшими возложили на специально созданную службу, которая стала обеспечивать ежедневное дежурство вертолетов легкого класса типа ВО-105 и ВК 117. В мае же 2003 года по решению Правительства Москвы в соответствии с «Концепцией развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года» на базе этой службы было создано Государственное учреждение «Московский авиационный центр» (ГУ «МАЦ»), который является бюджетным учреждением и полностью финансируется столицей.

Первыми вертолетами, которые появились в «Московском авиационном центре» на этапе формирования, стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же Центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и 2 площадки на МКАДе.

В 2004 году основные усилия Центра были направлены на восстановление ресурса вертолетов и комплектование эскадрильи пожарных воздушных судов летным и инженерно-техническим составом. В тот же период летчики переквалифицировались на вертолеты Ка-32А, была проведена большая работа по созданию командного пункта (центра) управления воздушными судами.

Свое формирование Московский авиационный центр завершил к 1 июня 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров.

Спустя год «МАЦ» начинает принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, наиболее крупными пожарами, к тушению которых привлекались силы Центра, были:

  • на заводе «Серп и молот»;
  • в Вернисаже «Измайлово»;
  • на медицинских складах на улице Чермянская;
  • на складах Черкизовского рынка;
  • в театре имени Немировича – Данченко;
  • в театре Петросяна (ул. Петровка).
  • в здании Московского института государственного и корпоративного управления;
  • в реставрационном центре им. Грабаря;
  • в научно-производственном объединении «Алмаз-Антей»;
  • в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского.

В июне 2006 года в соответствии с распоряжением Правительства Москвы авиационная группа «МАЦ» принимала участие в тушении крупномасштабных пожаров в Греческой Республике.

2.jpg

В 2007 году в ГУ «МАЦ» поступил третий вертолет Ка-32А RA-31060, на котором через два года была установлена и освоена экипажем специальная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Эта уникальная и единственная на территории всей РФ система обеспечивает направление огнегасящего состава непосредственно в зону очага возгорания на любом этаже высотного здания.

В 2008-2009 году летный состав освоил вертолеты ВК117С-2, закупленные городом Москвой, на которых начал выполнять авиационно-санитарные работы. Надо сказать, что в том же году авиационный центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, что позволило оказывать авиационно-санитарную помощь исключительно собственными силами. То есть, в МАЦе появились и оснащенные медтехникой вертолеты, и собственные штатные врачи.

В последующие годы «Московский авиационный центр» принимал активное участие в экстренной эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге; при пожаре в пермском ночном клубе «Хромая лошадь»; взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры»; столкновении двух поездов под Наро-Фоминском; в тушении масштабных лесных пожаров 2010 года, в авиационном обеспечении ликвидации последствий аварии на перегоне "Славянский бульвар и "Парк победы";пожаров в поселке "Шишкин лес", ТРЦ "РИО" и т.д.

В 2011 году тип Государственного учреждения «Московский авиационный центр» изменен на казенное.

В 2012 году авиационная группа ГКУ «МАЦ» выполняла задачи по оказанию медицинской помощи при проведении тестовых соревнований в рамках подготовки к Зимним Олимпийским Играм в Сочи. В последующем же, уже на самих XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Играх работники Московского авиационного центра принимали активное участие в оказании экстренной медицинской помощи и доставке пострадавших в лечебные учреждения города Сочи – так, было эвакуировано 10 пострадавших спортсменов.

В апреле 2012 года вертолеты «МАЦ» участвовали в тушении чрезвычайно сложного пожара делового центра «Москва-Сити». Очаг возгорания необходимо было ликвидировать в ночное время при отрицательных температурах и порывах ветра до 15 м/с. Чтобы выполнить эту задачу, экипажам Учреждения пришлось прибегнуть к высоко профессиональным маневрам, которые использовались в мировой практике авиации впервые.

3.jpg

Чуть позже, в связи с расширением границ столицы, в оперативное управление «МАЦ» были переданы 22 вертолетные площадки, находящиеся на территории Троицкого и Новомосковского административных округов.

В 2015 году для нужд города Правительством Москвы были закуплены еще два медицинских вертолета ВК117С-2, которые в настоящее время активно эксплуатируются в «МАЦ».

Если считать с 2009 года, с начала работы авиамедицинских бригад санитарными вертолетами ГКУ «МАЦ» было эвакуировано более 6000 человек.

Наиболее значимыми ЧС 2016-2018 года, в ликвидации которых принимали участие экипажи ГКУ МАЦ» это:

Тушение пожара в поселке «Шишкин лес» и эвакуация пострадавших.

Эвакуация пострадавших при пожаре в ТРЦ «РИО».

Тушение ночного пожара в Северном Медведково.

Тушение пожара в ТЦ «Синдика», двумя вертолетами Ка-32А было сброшено почти 500 тонн поды.

Эвакуация пострадавших в аварии с участием автобуса у станции метро «Славянский бульвар» в декабре 2017 года.

Эвакуация пострадавших при пожаре в ТЦ «Персей»

Тушение крупных пожаров 2018 года в конце мая – начале июня (пожары на Южнопортовой).

Тушение лесных пожаров в МО, пожаров на 1-й Магистральной улице и Дубининской улице в районе вокзала Павелецкий в 2019 году.

4.jpg

В 2018 году для обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 впервые в Москве было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. По окончании футбольного чемпионата планировалось вернуться к дневному дежурству, но в связи с большим количеством вылетов (около 200 ночных полетов санитарных вертолетов для оказания медицинской помощи и спасения людей), ГКУ «МАЦ» совместно с «ЦЭМП» приняли важное для города решение продолжить ночные дежурства авиамедицинских бригад на постоянной основе.

В 2019-2020 гг. в Московский авиационный центр было передано два новых пожарных вертолета Ка-32А11ВС. Один - вместо воздушного судна с истекшим сроком эксплуатации, а второй - дополнительно к уже имеющимся вертолетам.

Сегодня «Московский авиационный центр» имеет в своем составе 11 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т (1 ед.), вертолет среднего класса Ка-32А (4 ед.), многоцелевой ВК117 С-2 (5 ед.) и легкий вертолет Bell-429 (1 ед.). Вертолёты Ка-32А и Ми-26Т, в основном, применяют для тушения пожаров с воздуха. Пять вертолетов ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 задействован для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ Комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.

В настоящее время ГКУ «МАЦ» осуществляет круглосуточное дежурство одного пожарного вертолета Ка-32, дневное дежурство второго пожарного вертолета Ка-32 в аэропорту "Остафьево" и санитарных ВК117С-2 на территориях городских клинических больниц: № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд., 4) круглосуточно, №15 имени О.М. Филатова днем. По отдельному графику экипажи ВК117С-2 дежурят при ГКБ №20 имени А.К. Ерамишанцева и детской больнице имени З.А. Башляевой (ул. Героев Панфиловцев, 28) днем.

775A5122.jpg

В 2019 году в Московском авиационном центре создана служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), которая с апреля того же года заступила на круглосуточное дежурство. Сотрудники службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО) ГКУ «МАЦ» являются аттестованными спасателями, имеющими допуск к беспарашютному десантированию. Спасатели постоянно повышают свои навыки, профессиональную и физическую подготовку; каждые три года подтверждают свою квалификацию на специализированной периодической аттестации. Бригада из 4 человек в составе дежурных сил «Московского авиационного центра» круглосуточно находится в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС.

За 18 лет своей истории ГКУ «МАЦ» доказал свою способность оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации, какими бы сложными они не были. В Московском авиационном центре работают высококлассные специалисты, настоящие профессионалы своего дела, которые в экстремальных условиях оказывают всестороннюю помощь пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и других бедствий.

Сегодня ГКУ «МАЦ» — это мощная, отлаженная система оперативного реагирования, которая на самом высоком, передовом уровне решает поставленные перед ним задачи.