Пилоты Московского авиацентра продолжают славные традиции летчиков ВОВ

30.01.2020
В этом году Московскому авиационному центру исполняется 17 лет. За годы работы с помощью вертолетов учреждения спасены тысячи людей, потушены десятки пожаров. В составе экипажей работают исключительно высокопрофессиональные пилоты, которые продолжают славные традиции летчиков прошлых лет, никогда не останавливаются на достигнутом и стремятся вперед, регулярно оттачивая мастерство. У многих из них есть свои герои. В преддверии 75-летия Великой Победы, сотрудники Московского авиационного центра вспоминают летчицу Валентину Гризодубову, которой 31 января исполнилось бы 110 лет. Это первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. 

URY_3190.jpg

  Рождение выбора профессии Валя родилась в Харькове, в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 31 января 1910 года (хотя, согласно новым данным из источников музея Гризобудовых, дата рождения героини - 27 апреля 1909 года). 

Совсем еще малышкой, в 2,5 года Валя совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет девочка участвовала в слёте планеристов в Коктебеле. После окончания школы, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Однако после открытия в 1928 году Харьковского центрального аэроклуба, будущая летчица несколько месяцев посещает его курсы, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.

Гризодубова 5.jpg

 В 1929 году Валентина Гризодубова уже учится в школе лётчиков-инструкторов города Пензы. В последующие семь лет, до 1937 года девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. В школе она дала путевку в небо 86 учлетам, многие из них впоследствии стали Героями Советского Союза. Предвоенные годы ознаменовались в нашей авиации значительными достижениями мирового класса. 

«Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» – этот призыв партии и правительства имел реальную основу. В стране была создана промышленная база, выросли научно-исследовательские организации, авиационно-конструкторские бюро, авиазаводы, и краснозвездные самолеты стали покорять огромные расстояния, высоты, скорости. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. 

Гризодубова 3.jpg

В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах. Как становятся героями 24-25 сентября 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – на самолёте «Родина» совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Из-за прерванной радиосвязи им пришлось посадить самолёт в тайге, на болото. 

Полет этот был сложным по метеорологическим условиям и оттого, что отказала вся радиоаппаратура, – вспоминала Валентина Степановна, – Штурман Раскова оказалась без связи с землей. Из-за обледенения кабины она не могла вести и визуальную ориентировку. Экипаж обнаружили с воздуха и благополучно доставили на Большую землю. За этот перелёт 2 ноября 1938 года все девушки были удостоены звания Героев Советского Союза. Валентине Гризодубовой была вручена «Золотая звезда» № 104. Как вы скомплектовали экипаж? – спросили как-то у Валентины Степановны. На этот вопрос она ответила с улыбкой: – Со штурманом было просто решить вопрос, я уже летала на рекорд с лаборанткой кафедры аэродинамики академии Мариной Расковой. Знала я и летчицу Полину Осипенко. Но она в то время была в Архангельске. Послала ей телеграмму с предложением лететь вторым пилотом. Незамедлительно получила от нее ответ из трех слов: «Согласна хоть третьим». 

Так создался наш экипаж, и мы включились в интенсивные тренировочные полеты ночью и вслепую. В 1939 году Валентина Степановна назначается начальником Управления международных воздушных линий СССР и параллельно учится в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Все предвоенные годы знаменитая лётчица вела большую общественную работу. Она возглавила Управление международных воздушных линий СССР, участвовала в заключении ряда договоров с другими странами. Летчики управления считались лучшими мастерами в международных аэропортах Европы. Став большим начальником и депутатом, Валентина пыталась помочь самым разным просителям. К ней приходили, приезжали и звонили с самыми различными вопросами: «Гибнет промысловая рыба на Камчатке, выручайте!» или «Не дают внедрить новые технологии».

Гризодубова 4.jpg

 В годы войны Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое возглавляла Гризодубова. Лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году Валентине поручили укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам. 

Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные и очень ответственные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выходить на цель без ошибки. Валентина Степановна на своём личном примере показывала, как это надо делать. Особенно сложными были полёты к партизанам. Обязательным для тех, кто летал к партизанам, считалось умение обмануть гитлеровцев, перелететь незамеченным линию фронта, уклониться от встречи с «мессерами». Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю. 

Партизанское движение ширилось с каждым месяцем. Необходимо было усилить помощь отрядам, сражавшимся с врагом в глубоком тылу. В связи с этим 101-й авиационный полк получил значительное количество самолетов и экипажей. Чтобы увеличить дальность полета, на машины установили дополнительные баки с горючим и довели полетное время до 12-17 часов. Командир 101-го, единственная женщина в полку, пользовалась большим авторитетом у подчиненных. Сама участвовала в выполнении ответственных заданий, бомбила врага, не раз летала в соединения прославленных партизанских командиров Сабурова А.Н., Ковпака С.А. и других, доставляла им оружие, боеприпасы, медикаменты, литературу и т. п. Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским. 

Гризодубова 6.jpg

Послевоенное время С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах. Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге). 

Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, Валентина Гризобудова была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 — 1946 гг. В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. Имя летчицы Гризодубовой носят улицы в Москве и других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати