Курсанты «ЮнАвиа» познакомились с работой летающих врачей

13.02.2020
Сотрудники Московского авиационного центра пригласили в гости молодежную эскадрилью «ЮнАвиа» им. Нестерова из подмосковного города Лыткарино посетить аэропорт Остафьево. На познавательной экскурсии юные авиаторы узнали о тонкостях работы медицинской авиации. Подробности в репортаже «Мой дом Москва». Впервые знакомство Московского авиационного центра (МАЦ) с юными авиаторами «ЮнАвиа» произошло несколько лет назад, когда один из молодых пилотов санитарных вертолетов ГКУ «МАЦ» провел для ребят дополнительное занятие и рассказал о своей работе. 

Kursanty-aeroshkoly-na-ekskursii-768x512.jpg

IMG_8759-768x512.jpg

Ребята были очень увлечены рассказом о профессии и задавали множество вопросов. Именно после той встречи у юных авиаторов появилось желание побывать на экскурсии в Остафьеве. Наконец мечта ребят осуществилась. 

По прибытии в территорию аэропорта Остафьево, юные гости направились в ангар, где смогли познакомиться с санитарным вертолетом ГКУ «МАЦ» – ВК117С-2. Лыткаринские авиаторы послушали рассказ об особенностях задач, выполняемых на нем, увидели внутреннее оснащение воздушного судна. 

Ekaterina-Oreshnikova-pilot-vertoleta-VK117S-2-768x512.jpg

Ребята пообщались с пилотом вертолета ВК117С-2 Екатериной Орешниковой. Командир воздушного судна рассказала, что любовь к авиации ей привил отец. Папа Петр Орешников долгие годы работал инженером в центральном аэроклубе им. Чкалова, который находился в Тушине. Отец много рассказывал дочери о своей работе, но делал все возможное, чтобы девочка не была с ним на аэродроме. Он считал профессию пилота вертолета тяжелым трудом, и старался оградить дочь. Но намерение Екатерины стать профессионалом не смог не заметить, поэтому пришлось стать в этом вопросе для дочери наставником и единомышленником. 

Общий налет Екатерины в качестве пилота составляет порядка 4000 часов. Она начинала осваивать вертолеты с МИ-2, потом были МИ-8 и его модификации, Робинсон-44, сейчас летает на ВК117С-2. 

«У нас очень хороший медицинский вертолет, который выполняет полеты над Москвой по санитарным задачам», – сказала Орешникова. 

Sergej-Sannikov-anesteziolog-reanimatolog-768x512.jpg

Врач анестезиолог-реаниматолог Сергей Санников рассказал будущим летчикам о своей работе в Московском авиационном центре, где трудится уже около 12 лет. Общий стаж работы по специальности у него составляет порядка двадцати лет. Первое знакомство с авиацией произошло в 2006 году на Чукотке, где Санников на тот момент проживал. Ввиду того, что поселение отдалённое, для эвакуации больных там применялась авиация. Позднее была работа в Москве, в том числе в онкологическом институте им. Блохина. В 2008 году устроился работать в МАЦ, где дополнительно освоил профессию спасателя. 

По словам Санникова, работа летающего медика отличается от оказания помощи людям в больничных условиях. Обычному врачу для работы в авиационной медицине, как правило, не хватает физической подготовки. Если в лечебном учреждении есть возможности сделать снимки, взять анализы, всегда есть специалисты, готовые это сделать, то в воздухе все это делает один человек. В данном случае врач прямо в воздухе ставит диагноз, делает УЗИ, может провести диагностику сосудов и многое другое.

 «Сейчас при помощи УЗИ еще в полете до больницы, можно поставить человеку диагноз, например, на месте определить отёк лёгких. Также если у человека случилась какая-то патология с сосудами и наблюдается неадекватный объём с низким давлением, мы можем точно оценить объём наполнения вен», – пояснил врач. 

IMG_8801-768x512.jpg
IMG_8761-768x512.jpg

IMG_8803-768x512.jpg

Санников показал юным авиаторам техническое оснащение медицинского вертолета МАЦ. Он оборудован медицинским модулем, где размещены многочисленные инструменты, в основном они предназначены для оказания не диагностической, а медицинской помощи. На борту вертолета находятся инфузоматы – приборы, предназначенные для длительного, дозированного и контролируемого введения медикаментов по заданной частоте и объему лекарства. Есть два прибора для искусственной вентиляции лёгких, мешок АМБУ для ручной искусственной вентиляции легких. Оценить общее состояние пациента – давление, пульс, насыщения газов, выдох воздуха и многое другое врачам помогает блок слежения жизненно важных функций. Компактный аппарат УЗИ на автономном питании позволяет взять прибор с собой, чтобы провести диагностику вне воздушного судна. На борту представлены всевозможные медицинские укладки, шины и т.п. На каждом враче надет медицинский жилет, куда раскладывается по карманам все необходимое. 

После посещения ангара, ребята понаблюдали за вылетом санитарного вертолета ВК117С-2 на дежурство. Чаще всего, спасательным вертолетам приходится вылетать в ТиНАО. В том числе, на обследование лесов, где периодически теряются грибники, а также к пострадавшим от половодья и пала травы. Вылеты производятся на мощных воздушных судах, это трехмоторные вертолеты Ка-32А. Медики летают на маневренных ВК117С-2. 

Aleksandr-Panormov-nachalnik-spasatelnyj-sluzhby-Moskovskogo-aviacionnogo-centra-768x512.jpg

Как рассказал Александр Панормов, начальник спасательный службы Московского авиационного центра, в работе авиационных спасателей счет идет на минуты. Вертолет предназначен для того, чтобы к месту происшествия прибыть как можно быстрее – когда забиты дороги, невозможно добраться пешком или на лодке. С его помощью решаются самые разнообразные задачи от доставки спасателей и оборудования до эвакуации людей, перевозка пострадавших в тяжёлом состоянии в медицинские учреждения столицы. 

IMG_9116-768x512.jpg

IMG_8909-768x512.jpg

На северной стоянке аэродрома Остафьево гостям показали воздушную тренировку службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО) ГКУ «МАЦ» на вертолете Ка-32А с десантированием беспосадочным способом с помощью СУР (специального спускового устройства). 

Oleg-Katalshev-zamestitel-direktora-po-organizacii-letnoj-raboty-Moskovskogo-aviacionnogo-centra-768x512.jpg

Ребята побеседовали с Олегом Катальшевым, заместителем директора по организации летной работы Московского авиационного центра. От него они узнали, что Московский авиационный центр Департамента ГОЧСиПБ был создан в 2003 году по распоряжению Правительства Москвы, чтобы обеспечивать безопасность жителей столицы с воздуха. МАЦ относится к гражданской авиации. В оперативном управлении учреждения находится 10 вертолетов. 

С 2008 года МАЦ освоили новую технику – вертолёты ВК117С-2, благодаря чему начали выполнять экстренную медицинскую помощь на вертолётах. В данный момент в МАЦ ежедневно и круглосуточно дежурят четыре экипажа по экстренной медицинской помощи и два вертолёта Ка-32А по тушению пожаров. 

По словам Катальшева, уникальность работы на вертолётах обусловлена теми задачами, которые они способны выполнять. Например, взлетать и садиться в любом месте. Пожарные вертолёты Ка-32А способны поднимать груз до пяти тонн воды для тушения огня. 

Он добавил, что вертолет ВК117С-2 был создан специально для совершения спасательных операций и считается лучшим в этом смысле по мощности по техническим данным. За восемь минут он может прилететь в любую точку Москвы для экстренной эвакуации больного с дальнейшей транспортировкой его в лечебное учреждение, что особенно эффективно при работе на территории Новой Москвы. 

Всего в Московском авиационном центре десять вертолётов: один МИ-26, три Ка-32А, пять вертолётов ВК117С-2 и один вертолёт Bell 429. 

Основная задача МАЦ – быть готовым прийти на помощь населению города Москвы в чрезвычайных ситуациях. По статистике, вертолеты Ка-32А вылетают на крупные пожары, а пять или семь вылетов в день приходится на экстренную медицинскую помощь. Помимо полетов по спасательный операциям, пилоты МАЦ проходят ежедневную лётную подготовку. Лётчиков тренируют управлению воздушным судном в простых условиях, и в сложных метеорологических условиях. Пилотов готовят к ночным полётам. 

В настоящее время ГКУ «МАЦ» осуществляет круглосуточное дежурство одного пожарного вертолета Ка-32А, дневное дежурство второго пожарного вертолета Ка-32А в аэропорту «Остафьево» и санитарных ВК117С-2 – на территориях городских клинических больниц: № 15 имени О.М. Филатова (ул. Вешняковская, дом 23) и № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд., 4). Причем, на территории ГКБ имени С.С. Юдина вертолеты Московского авиационного центра дежурят круглосуточно. Дополнительно задействованы силы для дежурства на территории детской больницы имени З.А. Башляевой (ул. Героев Панфиловцев, 28). 

Экипажи санитарных вертолетов осуществляют эвакуацию пострадавших из любой «точки» Москвы по заявке Научно-практического центра экстренной медицинской помощи города Москвы (НПЦ ЭМП). На борту санитарного вертолета находятся экипаж из двух пилотов, врач и фельдшер НП ЦЭМП, и врач реаниматолог-анестезиолог ГКУ «МАЦ».

По итогам прошлого года, экипажами санитарных вертолетов выполнено 805 вылетов по спасению людей. В основном, – это пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях и в других ЧС; соматические больные с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями. 

IMG_8752-768x512.jpg

Эскадрилья «ЮнАвиа» при Доме детского творчества появилась в Лыткарине шесть лет назад. Отряд будущих летчиков возглавил полковник авиации Алексей Петухов. Через какое-то время на базе эскадрильи «ЮнАвиа» в гимназии № 7 открылась летная подготовительная школа. 

«Эскадрилья «ЮнАвиа» является частью Всероссийского военно-патриотического движения «ЮнАрмия». Занятия проводятся для старшеклассников, учащихся 9-х, 10-х и частично 11-х классов. На уроках дети проходят предметы, лежащие в основе аэродинамики и механики. В эскадрилью приглашают старшеклассников, потому что для изучения теории полета и управления воздушным судном необходимы определенные знания физики, высшей математики, геометрии, географии и других наук.

Преподаватели знакомят учеников со всеми сферами авиации: теория, физика, техника и место полёта. Управление воздушным судном осваивается сначала на бумаге, затем на тренажёре, позднее уже в кабине пилота на практике. За время существования «ЮнАвиа» восемь выпускников поступили в высшие авиационные заведения, получили военную, гражданскую и инженерно-техническую профессии. 

Занятия проходят три раза в неделю по два академических часа, в группе не более 15 человек. Программа «Знакомство и введение в авиацию» основана на курсе учебно-летной подготовки пилотов легкой авиации и рассчитана на два года. 

Курс включает четыре этапа: теорию, наземную подготовку, занятия на тренажере и летную практику. Все начинается с рассказов об истории и основных этапах развития авиации, о создателях самолетов, летчиках-героях, значении авиации в развитии государства и его защите. Дети посещают музеи авиации и ездят на экскурсии на аэродромы Подмосковья. Затем ребят готовят на специальном тренажере, а по окончании курса их допускают к полетам на легких самолетах под наблюдением инструктора на аэродроме Мячково. 

Aleksej-Konjushkov-direktor-doma-detskogo-tvorchestva-768x512.jpg

Как рассказал Алексей Конюшков, директор Дома детского творчества города Лыткарино, дети занимаются профессионально-техническими вопросами управления самолетом, некоторые даже успели посидеть за штурвалом самолета и имеют по 8-10 часов налета. 

«Наши дети не понаслышке знают авиацию, некоторые уже сдавали аэродинамику. Они занимаются уже профессионально техническим управлением самолётом. Есть дети, которые уже сидели за штурвалом самолёта, у которых по 8 часов налёта», – отметил Конюшков. 

По его словам, на аэродроме Мячково есть специальный тренажер, сделанный по всем госстандартам, оборудованный виртуальной площадкой, демонстрирующей, что происходит внутри кабины самолета. Дружественные «ЮнАвиа» авиакомпании допускают ребят, с разрешения родителей, полетать на своих самолетах. Дети могут приехать на аэродром, и сесть в кабину настоящего самолета, вместе с инструктором, который проводит практическое занятие. 

Обучение начинается с 14 летнего возраста. В группе занимается примерно 10-15 человек. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход. Программа обучения рассчитана на два года. 

Для поездок на аэродром формируются маленькие группы, количеством желающих – не более семи человек. При занятиях на тренажёрах группа еще меньше – не более 5 ребят. Сопровождают детей начальники отделов, инструктора, они отвечают за их безопасность. 

Основной целью эскадрильи «ЮнАвиа» является знакомство детей с авиацией. Упор делается на практику, посещение аэродрома, где происходит обучение на компьютере, позднее на профессиональном тренажёре, в конечном итоге на настоящем самолёте. 

«Все обучение проходит бесплатно в рамках программы дополнительного образования. Занятие проходят дважды в неделю, куда входит практическая часть и теоретическая. При этом полтора часа отводится на изучение теории, и около двух-трех часов для практики», – добавил он. 

Воспитанием будущих летчиков с самых истоков формирования «ЮнАвиа» занимается полковник авиации Алексей Петухов. Он рассказал, что название юной эскадрильи «ЮнАвия» было придумано задолго до создания движения «ЮнАрмия».

Aleksej-Petuhov-polkovnik-aviacii-768x512.jpg

«Мы хотели возродить в молодых людях дух патриотизма, познакомить их с историей воздухоплавания и авиации, рассказать о наших героях-летчиках», – говорит Алексей Петухов. 

Загоревшись этой идеей, начали ходить по школам и приглашать ребят на занятия. Юноши и девушки заинтересовались, и сейчас с удовольствием постигают основы авиации, в том числе совершают ознакомительные полеты на аэродроме Мячково на легких самолетах. 

Вот и приглашение Московского авиацентра было принято ими с большим восторгом. Будущие летчики и летчицы остались под большим впечатлением от экскурсии. Покидая аэропорт Остафьево, школьники наперебой делились эмоциями от увиденного, ведь одно дело – легкие самолеты, и совсем другое – вертолеты. Знаменитые винтокрылые машины, на которых выполняются полеты на тушение пожаров и для оказания медицинской помощи, оставили в памяти ребят неизгладимый и приятный отпечаток. 

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати