«От штурмана воздушного судна до начальника разведки штаба полка»

24.03.2020
24 марта Московский авиационный центр поздравляет всех штурманов с профессиональным праздником. В этот день в 1916 году была создана Центральная аэронавигационная станция, а в 2000 году Главнокомандующий ВВС РФ подписал приказ о праздновании Дня штурманской службы Военно-воздушных сил России. 

На сегодняшний день в Московском авиацентре работает три штурмана, а еще часть сотрудников служили штурманами раньше. О своей работе нам рассказал Шутиков Даниил – диспетчер полетно-информационного обслуживания ГКУ «МАЦ». 

_56A7852.JPG

Даниил Шутиков закончил Армавирское высшее военное училище летчиков, где получил военную профессию штурмана воздушного судна. Участник военных парадов на Красной площади, подполковник запаса. 

Даниил Валерьевич, расскажите пожалуйста, что повлияло на выбор вашей профессии? 

Еще с раннего детства я любил наблюдать за вертолетами. В Ставропольском крае, где я вырос, вертолеты регулярно совершали облет газовых месторождений, и мы с друзьями постоянно бегали смотреть за работой пилотов: как они взлетают, как садятся. Загорелся авиацией уже в 6 классе, когда первый раз попал в аэропорт Минеральные воды. После этого очень захотелось стать летчиком.  

Наверное, трудно было выбрать, в какое авиационное училище поступать? 

Выбор практически не стоял, перед выпуском я уже знал, куда пойду. Отчасти, благодаря визиту в нашу школу начальника отдела кадров Ставропольского высшего военно-авиационного училища лётчиков и штурманов. Он пригласил старшеклассников на экскурсию, и недели через две мы всем 10 классом съездили: нам показали учебную базу и музей. Тогда я поставил цель поступить в это училище и начал подготовку к вступительным экзаменам. 

WhatsApp Image 2020-03-24 at 14.40.47 (1).jpeg

Были ли сложности при поступлении? 

Особенных сложностей не было, но стать пилотом так и не получилось. На эту специальность я не попал из-за среднего балла, один из экзаменов не очень удачно написал. В то время на летчиков был большой конкурс, а штурманов был недобор. Мне сразу на собеседовании предложили подать документы на штурмана. Заместитель начальника училища тогда сказал: «Какая разница? Сидишь в том же самолете, в одном экипаже, только немножко в другой кабине. Круг задач у тебя ничуть не меньше и профессия не проще, даже более ответственная. Подумай, как следует...» Подумал я ровно 5 минут, взвесил все за и против, не хотелось терять год, и я записался в штурманы. С тех пор, ни разу не пожалел. 

Как проходила ваша служба? 

Закончив училище, меня распределили в город Котлас, где я прослужил 8 лет, начиная со штурмана воздушного судна и заканчивая начальником разведки штаба полка. Впечатления остались самые хорошие. 

Больше всего мне запомнились учебные тренировки соревновательными моментами между экипажами. Мы постоянно боролись за первенство, кто раньше захватит цель, быстрее выполнит положенное задание, работа шла выверенная до долей секунды. 

После службы в Котласе поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина в Монино. За время учебы дважды участвовал в главном военной параде страны на Красной площади. 

По окончании академии 5 лет служил в главном штабе военно-воздушных сил в оперативном управлении. Готовили учения с армиями военно-воздушных сил и ПВО, в последствии с объединенными командованиями ВВС и ПВО: «Регион 2006», «Мирная миссия 2007», и ряд других учений во взаимодействии с дальней авиацией. 

WhatsApp Image 2020-03-24 at 14.40.47.jpeg

Чем занимались после военной службы? 

Выйдя на пенсию, я понял, что не могу без авиации и пошел работать в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию), отработал там три года в управлении инспекции по безопасности полетов.  

Узнал от знакомых, что в Московском авиационном центре появилась вакансия и со 2 апреля 2019 г. работаю в МАЦ диспетчером информационного обслуживания, чем очень доволен. 

Помогает ли накопленный опыт и знания в нынешней работе? И в чем заключается задача диспетчера вертолетной площадки МАЦ? 

Опыт однозначно очень пригодился. Помимо того, что служил штурманом и всю жизнь шел по штурманскому пути, дополнительно освоил специальность частного пилота. Имею действующее свидетельство частного пилота легкого однодвигательного самолета, с налетом около 70 часов. 

Сейчас, как диспетчер на вертолетной площадке при ГКБ №15, выполняю задачи полетного обслуживания санитарного вертолета Московского авиацентра. Самое главное в моей работе – это предоставить наиболее полную информацию командиру воздушного судна, чтобы он мог принять правильное решение по посадке или взлету вертолета. Докладываю о возможных запретах и ограничениях, погоде на срок дежурства и другие необходимые сведения. Ответственная задача. 

Есть ли у вас хобби?  

Я увлекаюсь авиационными моделями – это не то чтобы страсть, но достаточно затягивающий процесс. Маленькая дочка мне в этом помогает. 

Интерес появился еще в школе, когда стал целенаправленно выезжать в аэропорт. Относительно недавно возродил это хобби, т.к. раньше не хватало времени и возможностей для размещения моделей. 

Сейчас в моей коллекции есть отечественные и зарубежные самолеты. 

WhatsApp Image 2020-03-23 at 17.21.35-1.jpeg

Каким моделям отдаете предпочтение? 

Интересно собирать редкие модели, знаковые, мелкосерийные, имеющие свою историю. В частности, в коллекции есть гастрольный самолет группы Iron Maiden «Ed Force One» – Boeing 747-400. Сейчас готовлю Boeing 777-300 новозеландских авиалиний, его выпустили в ливрее (раскраске), посвященной кинофильму Хоббит. Из стратегических бомбардировщиков – есть «North American XB-70 Valkyrie».  

Есть желание собрать модели, с которыми приходилось работать? 

Да, конечно, в планах собрать Л39, на котором выпускался из Армавирского летного училища; Миг-31, на котором в последствии летал; Ан-26 и Ту-134. Еще очень хочется собрать модель санитарного вертолёта ВК 117С-2 в раскраске Московского авиацентра, который я регулярно вижу на своей работе. 

DSC_0857.JPG

Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам штурманам в профессиональный праздник?  

Есть стандартные пожелания «Ветра встречного на посадке, попутного на эшелоне», совершенствовать свои навыки, знания, умения, постоянно идти вперед, не останавливаться на достигнутом. Профессионального летного долголетия, успехов во всех видах подготовки, ну и финансового благополучия! Крепких тылов, товарищи штурманы!

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати