О жарких моментах борьбы с огнем

01.06.2020
В рамках 216-летия пожарной охраны столицы, продолжаем рассказ о работе авиации экстренного реагирования Москвы на особо крупных пожарах. 

Pozhar12.jpg

В современную историю пожарного дела безусловно, войдут и крупнейшие ЧП последнего десятилетия. На их ликвидацию вылетают вертолеты Московского авиационного центра. Каждый случай – уникален. И сегодня, в канун профессионального праздника, о крупных пожарах вспоминают пожарные и спасатели.

Podar3-1536x864.jpg

В оперативном управлении ГКУ «Московский авиацентр» находятся противопожарные вертолеты Ка-32А и самый большой в мире транспортный вертолет Ми-26Т. Экипажи Ка-32А дежурят круглосуточно и готовы в любой момент подняться в воздух для ликвидации чрезвычайной ситуации в Москве. 

За 17 лет работы Московский авиационный центр принял участие в тушении более 80 крупнейших пожаров в Москве и регионе. 

Как боролись с лесными пожарами Летняя засуха 2010 года привела к аномально большому количеству природных пожаров в ряде регионов Европейской части России, в том числе и в Московском регионе. Общая площадь возгораний в Московской области составила 61,0 тыс.га, в том числе 33,9 тыс. га пришлось на лесные пожары. На ликвидацию ЧС в тот период были подняты все силы пожарно-спасательных гарнизонов Москвы и Московской области, в том числе, конечно же, и авиация. На тот момент в оперативном управлении Московского авиационного центра находилось три вертолета Ка-32А и один вертолет МИ-26Т. За все время участия в ликвидации лесных пожаров 2010 года было задействовано четыре вертолета учреждения, совершенно более двух тысяч сливов и сброшено почти семнадцать тысяч тонн воды.  

Pozhar1.jpg

Командир воздушного судна МАЦ Евгений Бодров вспоминает, что за весь период с 29 июля по 20 августа только один его экипаж выполнил порядка двадцати вылетов: 

«Мы вылетали по 3-4 раза за смену. Начиналась она с самого раннего утра и заканчивалась глубокой ночью. После поступления вызова, в течение 10-15 минут подготавливался борт, и мы отправлялись на тушение. Если это был пожар какого-то населенного участка, то нам удавалось потушить его с одного захода. Если пламя переходило на лесопосадочную территорию, тогда приходилось ликвидировать его несколькими заходами. Каждый день вылетало по 2-3 наших экипажа одновременно. Из-за низкой видимости, которая возникала благодаря густому задымлению, мы не могли ориентироваться на местности и делать выброс воды на очаг возгорания только с помощью GPS-навигации». 

Pozhar7.jpg

В Московской области возникало до 50 пожаров в день. За счет сил авиации удавалось сразу же ликвидировать до 85-90% из них. 

«Про 2010 год могу сказать одно – он был нелегким, – рассказывает бортмеханик вертолета Ка-32А Юрий Мач. – В тот период я находился в отпуске. Узнав ситуацию о пожарах, я понимал, что мой отдых на этом закончится. В принципе, так и получилось. Я не люблю хвастаться или говорить о своих заслугах – это моя работа, любимая и нелегкая работа». 

Бортмеханик Московского авиацентра Юрий Мач награжден медалью МЧС «За тушение пожаров 2010 года в МО». 

По воспоминаниям пилота МАЦ Владимира Орлова, экипажи вылетали на тушение пожаров безостановочно: 

«На аэродроме ежедневно находился весь летный отряд. С восхода до заката вертолеты не переставали работать, менялись только экипажи. Но хорошо, что внештатных ситуаций никаких не произошло. Проблема была только одна – это ограниченная видимость. При таких погодных условиях низко опускаться нельзя, поэтому нужно было постоянно маневрировать. К тому же для повышения эффективности тушения пожаров экипажам вертолетов приходилось забирать воду с минимальными интервалами». 

Командир воздушного судна ГКУ «МАЦ» Владимир Орлов также был награжден медалью МЧС «За тушение пожаров 2010 года в МО», как и многие другие работники Московского авиационного центра. 

Авиация продемонстрировала максимальную эффективность 8 октября 2017 года вертолеты Московского авиационного центра помогали огнеборцам тушить крупнейший пожар в Подмосковье. 

Торговый центр «Синдика», расположенный неподалеку от московского района Строгино, загорелся днем в воскресенье. Сначала площадь пожара составила 1 тысячу квадратных метров, но огонь стал быстро разрастаться. Пожар сопровождался взрывами, и уже через несколько часов его общая площадь достигла 55 тысяч квадратных метров! Часть ТЦ обрушилась. Спасателями из здания были оперативно эвакуированы все люди — более 3 тысяч человек. 

Как только дежурному поступила информация о пожаре, два вертолета Московского авиационного центра привелись в готовность номер 1. К воздушным судам прикрепили специальное водосливное устройство (ВСУ-5), которое позволяет одновременно сбрасывать на очаг возгорания до 5 тонн воды, экипажи заняли свои места в кабинах. Спустя некоторое время два вертолета взлетели в воздух с разницей в 5 минут. Через 20 минут после этого экипажи МАЦ приступили к тушению пожара. 

«Мы брали воду за внешней стороной МКАД, в двух минутах полета от «Синдики», – рассказывает командир одного из экипажей пожарного вертолета ГКУ МАЦ Евгений Артюхин, – место забора определили заранее, еще до вылета. У нас так всегда. Как только поступила информация о пожаре, сразу посмотрели по карте, что водоемов рядом много, поэтому проблем с поиском ближайшего не было». 

Сложности у экипажей возникли в другом. Сильное задымление, ветер, близко расположенные в горящему зданию автомобили, большое скопление зевак внизу – все это усложняло работу. 

«Вертолеты летали по кругу, один за другим. Вроде бы все, как обычно, но «поколдовать» на этом пожаре немного пришлось, – комментирует Евгений. – Чтобы не задеть струей воды машины и людей, наши экипажи тушили огонь под определенным углом и на точно рассчитанной высоте. Мы сделали 60 сливов, сбросив на огонь 300 тонн воды. После этого улетели на заправку. В 20.40 мой экипаж вновь отправился к месту ЧС, а экипаж второго дежурного вертолета сменился». 

Вернувшись на место пожара, два вертолета Московского авиационного центра совершили еще 37 сбросов, вылив на горящее здание 185 тонн воды. По словам Евгения Артюхина, после заправки, когда стало темно, тушить пожар было уже сложнее. 

Справиться с ситуацией помогли высокий профессионализм и опыт экипажей. За плечами и у пилотов, и у бортовых механиков – десятки крупнейших пожаров, ликвидация которых проходила, как правило, в непростых условиях. Экипажи вертолетов работали слажено, быстро и точно. 

«Авиация продемонстрировала максимальную эффективность», – прокомментировал в СМИ работу пожарных вертолетов ГКУ «МАЦ» начальник Главного управления МЧС по Московской области. 

Около 500 тонн воды было сброшено экипажами пожарных вертолетов Московского авиационного центра на горящее здание «Синдики». Пожар, который журналисты назвали «крупнейшим в истории современной России» был полностью локализован утром 9 октября. 

Pozhar4.jpg

Из “Созвезвия Мужества“ 

Многие пилоты учреждения награждены орденами и медалями, напоминающими о жарких моментах борьбы с огнем. Один из них, подполковник в отставке, бывший офицер морской авиации Юрий Лебедев работает в Московском авиационном центре с 2009 года. Пилот имеет многолетний опыт безаварийной работы, общий налет которой составляет более 3900 часов. За время летной деятельности Юрий Лебедев освоил семь типов воздушных судов. 

С момента прихода в ГКУ «МАЦ» пилот участвовал в тушении крупнейших пожаров в Москве и области, в том числе – лесных пожаров 2010 года в Московской области, за что получил медаль МЧС «За тушение лесных пожаров 2010 года в МО» и в первых ночных вылетах для ликвидации чрезвычайных ситуаций в столице. 

«На моей практике запомнилось около 20 крупных пожаров, – рассказывает пилот. – Обо всех не скажу. Но первыйсвой пожар, где я участвовал в качестве командира экипажа запомнился хорошо. Это было крупное возгорание на востоке Москвы в 2011 году, полетели 2 вертолета МАЦ. Горело складское двухэтажное помещение. Вот это был мой первый полет над Москвой. Ведь все тренировке проходили вне города, на полигоне. А здесь уже я полетел над городом. Останкинская башня, Сокольники, ВДНХ – вся красота внизу перед глазами! И пожар тот быстро потушили. Несколько сливов сделали, и все, пошел белый дым. Там больше взаимодействие было для меня сложное: радиообмен, связь с землей. Особенно переживал, как буду общаться со штабом пожаротушения. Но когда прилетели, там, кроме пожарных, уже был пункт управления нашего авиационного центра. Нам тут же сказали, где нужно работать, где воду забирать и т.д. Все было настолько слажено». 

Pozhar8-1536x1024.jpg

Юрию Лебедеву очень хорошо запомнился ночной пожар 2012 года на Южнопортовой улице. Это был его первый опыт тушения пожаров в черте мегаполиса ночью: 

«Это случилось в марте. Загорелись складские помещения, пожару был присвоен 4 ранг сложности. Горело около 5 тысяч квадратных метров. Как сейчас, этот случай стоит перед глазами. Море огня, я такого никогда не видел. Мы впервые полетели тушить пожар в ночное время. До этого только лишь учились авиационным работам в темное время суток. Пожар на Южнопортовой случился на следующую ночь после очередной тренировки. И тушить его было, на самом деле, сложно. Потому что одно дело тренировка, а другое – реальная работа в городе, где сплошные провода и растяжки, которые очень плохо видно с воздуха даже днем, не то, что ночью. Сейчас их в Москве убирают под землю, раньше – они были в большом количестве. Прилетели мы тогда, помню, и получили рекомендации по забору воды. Но! Это место было очень далеко от огня, поэтому мы стали искать что-то поближе. Заметили рядом с одним из зданий на побережье Москвы-реки огонек. Полетели туда, увидели, что вода хорошо освещена, покрутились, проверили, убедились, что все в порядке и стали забирать воду оттуда. Место оказалось совсем рядом с пожаром. Очень мощный пожар был. И тушили его долго, даже несколько заправок делали, а потом возвращались обратно». 

Для ликвидации пожара на Южнопортовой были задействованы три пожарных вертолета Московского авиационного центра. Экипажами Ка-32А было сделано 97 сливов и сброшено на очаг пожара 665 тонн огнегасящей жидкости! Все командиры экипажей ГКУ «МАЦ», включая Юрия Лебедева, были отмечены медалью МЧС «За отвагу на пожаре». 

В 2018 году пилот Московского авиационного центра Юрий Лебедев стал лучшим летчиком-спасателем по итогам регионального этапа фестиваля «Созвездие мужества». 

Pozhar11.jpg

Постскриптум 

Каждый пилот этого уникального авиотряда заслуживает отдельного рассказа. Ведь именно слаженные, профессиональные действия экипажей помогают побороть огненную стихию и спасти человеческие жизни. В день профессионального праздника хотелось бы напомнить, что герои Отечества живут рядом с нами. И они – пример для нового поколения. Пример ответственности, мужества и любви к своему нелегкому делу борьбы с огненной стихией.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати