От добровольца до международника: спасатель Александр Панормов о годах в профессии

02.10.2020

Спасатель Московского авиационного центра, начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, Александр Панормов прошел путь от добровольца, который в числе первых вылетел в далеком 1988 году в Армению для ликвидации землетрясения в Спитаке, до профессионала международного уровня. 

NIJL1026-c.jpg

Всю свою жизнь он посвятил благородному делу – спасению человеческих жизней. Сейчас Александр Юрьевич работает в Московском авиацентре и передает свой опыт молодым специалистам. Корреспондент «Мой Дом Москва» встретился со спасателем, чтобы побеседовать о пройденном профессиональном пути этого человека.

       Bezymyannyj.jpg

Сложно поверить, что еще каких-то тридцать лет назад спасателей не существовало, а были добровольцы. Именно они спешили на помощь попавшим в беду людям. Многие из добровольцев сегодня стали профессиональными спасателями. Путь от добровольца до спасателя международного класса прошел начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «МАЦ» Александр Панормов.

Разговор о профессии спасателей назрел в свете грядущей красивой даты – 88-летия гражданской обороны России. Знаменательная дата много значит для доблестных героев, которые не жалея себя сражаются со стихией и помогают людям, пострадавшим при различных чрезвычайных происшествиях. Спасатели с честью выполняют свой профессиональный долг по защите населения, делая все возможное, чтобы предупредить или ликвидировать последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф. Профессиональный спасатель Александр Панормов согласился поделиться своими воспоминаниями о годах, посвященных этой сложной и ответственной работе.

Александр Юрьевич Панормов

Александр Юрьевич, что повлияло на выбор профессии?

Александр Панормов (АП): Выбор происходил конце 80х – начале 90х. В те годы профессии, связанные со спасением людей, касались только альпинизма, горного туризма и спасения на воде. Хотелось изучить и понять эту неизведанную область человеческой деятельности.

– Будучи выпускником МАИ, вы отправились добровольцем для спасения людей после землетрясения в Спитаке. Это был первый опыт помощи людям?

АП: В далеком 1988 году огромное количество людей поехали в Армению, чтобы помочь пострадавшим от стихии. Когда случилось землетрясения в Спитаке мне было 28 лет, тогда я работал радиоинженером. В Армении мне пришлось столкнуться с технической составляющей спасения людей. В то время меня это очень сильно заинтересовало. Знания в области радио-инженерии я попытался реализовать при проведении спас-работ, а дальше из радиоинженера превратился в простого инженера.

Вылетали из Внуково. В аэропорту стоял на постаменте памятник самолету и сбор проходил возле него. Я помню, сколько молодых ребят летело тогда из Москвы, какие горы оборудования они везли с собой! Оборудование грузили в самолеты ИЛ-86, которые отправлялись в Армению переполненными. Везли оборудование, одежду, медикаменты, продовольствие и людей.

Ситуация в Спитаке сложилась так, что там нужны были даже просто свободные руки, чтобы брать кирпич и переносить его из одного места в другое. Лично я занимался восстановлением связи города Ленинакана, куда мы попали. Крупный населенный пункт просто в одночасье исчез со всех средств связи. Полностью вышла из строя коммуникация со вторым по величине городом Армении– не было радиосвязи, телеграф не работал. Меньше пострадал Кировакан, с ним связь была.

Нам удалось наладить ручеек связи с Ленинаканом, Ереваном и Москвой. У людей появилась возможность общаться с миром, о чем-то сообщать и что-то запрашивать. Следующим шагом стало налаживание связи со спасательными подразделениями, формальными и неформальными. Потом мы сопровождали прибывшие группы. Так прошли два месяца – декабрь и январь. В феврале произошло еще одно землетрясение. На этот раз в Гиссаре (Таджикистан) засыпало несколько кишлаков. Нас туда перебросили, как опытных ликвидаторов разрушений. Опыт приобрели, конечно, колоссальный. По возвращении в Москву уже начали создаваться неформальные группы людей, которые работали там. Полученный опыт нельзя было забыть. Мы понимали, что крупные природные явления продолжат происходить, и человек должен быть к ним готов. Постепенно неформальные группы приобретали статус профессиональных спасательных объединений.

Опыт такого катастрофического события врезался в мою память на всю жизнь. Многие события жизни начинаешь воспринимать иначе. Когда, кажется, что все плохо, просто вспоминаешь насколько плохо вообще может быть человеку и осекаешь себя. Сейчас многим может показаться странным бескорыстный порыв советских людей помочь от чистого сердца, с чувством единого порыва. Тогда это было в нашей культуре, а сейчас это может показаться непонятным.

СПАСО ГКУ МАЦ. Десантирование беспарашютным способом

Вы спасатель международного класса, в чем отличие от обычного?

АП: Основное отличие спасателя международного класса в том, что он должен понимать специфику проведения спасательных работ объединенными усилиями спасателей разных стран. Спасатель-международник должен знать правила ООН и других крупных организаций, занимающихся помощью при чрезвычайных ситуациях. Вылетая в ту или иную страну, такой спасатель заранее должен понимать культуру, вероисповедание и другие важные моменты. Времени на изучение нет. Нужно приезжать и начинать работать.

Прежде чем становиться международником, нужно пройти все ступеньки в спасательской карьере – от обычного спасателя до спасателя первого класса. Дальше идут только самые стойкие, кто не выгорел за годы работы.

Работа спасателя очень ответственная и сопряжена с высокой физической и моральной нагрузкой. Как вы справляетесь со стрессом? Многолетний опыт помогает быстрее выходить из него?

АП: Главное не пропускать происходящее с пострадавшими через себя, меньше сопереживать и эмоционально включаться. Пережить многие вещи, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы помогают психологи. Многие напрасно легкомысленно относятся к этой науке. Спасательское ремесло тесно связано с ней. Вокруг нашего ремесла сформирован мощный аппарат психологической поддержки. Некоторые психологические приемы помогают выстроить личные инструменты саморегуляции, что позволяет сохранить здравый рассудок в некоторых ситуациях и меньше подвергаться выгоранию.

Какой случай спасения людей надолго врезался в память?

АП: Специфика работы такова, что, если случай запомнился, значит это грозит психологической травмой. Лучше не фиксировать внимание в эмоциональном плане.

Поддерживаете ли вы общение с кем-то из спасенных людей?

АП: Пути спасателя и пострадавших как правило расходятся. Мы передаем человека медикам, причем, обычно в очень тяжелом состоянии. Впоследствии наши пути не пересекаются, да и не к чему людям вспоминать неприятные моменты из жизни. Надо жить дальше, не оглядываясь.

Иран 1990 год

Вы, как человек с большим опытом, наверняка можете проследить как менялся мир и жизнь людей в городе с течением времени. В свете этих изменений работа спасателей стала сложнее или наоборот?

АП: Точно не упростилась. Раньше было одно оборудование и его было мало. Сейчас другое, но события порой едва поддаются противостоянию. Стихия или человеческая глупость зачастую приводит к трагическим последствиям. Вспомнить хотя бы случай с сошедшим с рельсов поездом метро между Парком победы и Славянским бульваром. Это была очень сложная техногенная катастрофа, в которой мне приходилось принимать участие. Человеческая неосмотрительность привела к таким тяжелым последствиям. Мир не стоит на месте. Всегда будет транспорт и производство. Человеку всегда стоит задумываться о своих действиях.

Ленинакан декабрь 1988

Сегодня у спасателей расширился инструментарий? Какая техника стоит на службе спасателей?

АП: Мы живем в такое время, когда механизмы становятся сложнее и опаснее, поэтому и оборудование должно быть современное и в достаточном количестве. Человеческая и инженерная мысль здесь очень хорошо поработала. Спектр очень обширный: оборудование для поиска людей, для освобождения из заблокированных объектов (могучая техника), оборудование для эвакуации пострадавших (транспорт, переноска).

Вы работаете в Московском авиационном центре. Какие вызовы к вам поступают?

АП: Вызовы бывают самые разные. Спасателей в шутку называют специалистами по неприятностям. Специфика работы Московского авиационного центра заключается в возможности приходить людям на помощь не только по земле и воде, но и по воздуху. Москва – огромный город с плотными транспортными потоками, поэтому без авиации здесь не обойтись. Воздушно-десантное спасательное подразделение предназначено для сокращения времени реагирования на происшествия в условиях плотной загруженности дорожной сети и больших расстояний. Люди должны получить помощь там, куда автотранспорт может и не пройти. Спасательная служба в структуре МАЦ строится с учетом развития многомиллионного города, с учетом возникновения новых рисков. Стараемся работать на опережение.

Посвятив спасательному делу всю свою жизнь, вы теперь передаете опыт молодым специалистам. Чему вы учите «подрастающее поколение»? В вас видят наставника, отца или доброго друга?

АП: Я просто делаю свою работу и стараюсь делать ее так, чтобы не было стыдно. Моими учителями и наставниками в профессии были ликвидаторы Чернобыльской катастрофы. Перед ними я, как говорится, снимаю шляпу!

Как празднуют спасатели День гражданской обороны России? Есть ли традиции? В этом году отмечается 88-летие. Как будете отмечать эту красивую дату?

АП: Праздников у спасателей не очень много. Мы обычно все знаменательные даты проводим скромно, на работе. Надо быть в этой жизни поскромнее.

Редакция «Мой Дом Москва» благодарит Александра Юрьевича за интересную беседу, поздравляет его с Днем гражданской обороны России и желает профессиональных успехов!

Справочно о Московском авиационном центре:

Московский авиационный центр каждый год наращивает свой потенциал, а его сотрудники спасают сотни жизней. С момента заступления вертолетов Московского авиационного центра на боевое дежурство прошло 17 лет. Учреждение было создано 13 мая 2003 года, и его авиапарк сразу укомплектовали тремя пожарными вертолетами Ка-32А и одним Ми-26Т. В 2008 году в ГКУ «МАЦ» появились еще и многофункциональные вертолеты легкого класса ВК117С-2, предназначенные для санитарных нужд столицы.

Спасатели Московского авиацентра оказывают помощь при ликвидации ДТП, ищут потерявшихся в лесу людей и выезжают на социальные вызовы. Все спасатели обучены беспарашютному десантированию с воздушного судна беспосадочным способом и методам спасения людей с помощью лебедки.

Вертолёты МАЦ ежедневно выполняют эвакуацию пострадавших и соматических больных. Кроме того, экипажи экстренной авиации тушат крупные пожары и контролируют пожарную безопасность города. Регулярно проводится разведка паводковой и пожароопасной обстановки, в случае необходимости принимаются меры по тушению обнаруженных очагов возгораний.

Следует отметить, что в этом году специалисты аварийно-спасательного подразделения Московского авиацентра получили допуски спасения людей на пожарах, что значительно расширяет их возможности при оказании помощи пострадавшим. Учитывая, что работа на пожарах сопряжена с определенной опасностью для органов дыхания, все спасатели в этом году получили аппараты ДПА-300, которые позволят им обезопасить легкие от агрессивной и опасной среды.

Столичная пожарная авиация сегодня способна справиться с самым сложным пожаром. Пожарные вертолёты МАЦ могут одновременно ликвидировать с воздуха сразу два серьёзных возгорания. Всего с момента открытия Московского авиацентра с помощью пожарных вертолетов потушили около 80 крупных пожаров. Ежедневный мониторинг пожароопасной обстановки в столице осуществляют экипажи и пожарных вертолетов Московского авиационного центра. Стоит сказать, что столичные власти постепенно обновляют авиапарк МАЦ. После окончания срока эксплуатации вертолеты заменяются новыми. Так, в 2019 году в Московский авиационный центр был передан новый пожарный вертолет Ка-32А11ВС, в конце этого года ожидается поступление второго, такого же воздушного судна.

Юлия Смагринская. Мой Дом Москва.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати